«Казалось бы, взрослый человек, семейный. Но если только
мама скажет слово, не могу возразить. Все в моей жизни делается с ее
одобрения» – разные варианты подобных высказываний приходится слышать
довольно часто. Невозможность жить своей жизнью после восемнадцати –
распространенный симптом современной жизни. И причина его отнюдь не в
высокой стоимости жилья, а в излишней эмоциональной зависимости.
Опустевшее гнездо
Продолжение совместной жизни взрослых детей с
родителями часто превращается в тяжкий груз. Дети выросли, им требуется
вылететь из гнезда. Семья на этой стадии (кстати, в семейной психологии
она так и называется «стадия опустевшего гнезда») должна решать новые
задачи. Когда ребенок маленький, родители обеспечивают ему защиту и
выход в социум – детский сад, школу. Подростку дают поддержку в познании
себя и выстраивании эффективных отношений с миром. А какие задачи на
стадии опустевшего гнезда?
Выросший ребенок, получивший поддержку и
защиту на предыдущих этапах, должен отделиться от родителей –
сепарироваться от них. Родители же переходят к «обустройству»
опустевшего гнезда: наслаждаются шансом узнать друг друга заново,
погружаются в работу, находят хобби, ждут внуков.
Эмоциональная сепарация
Учитывая российские экономические реалии,
выросшие дети не всегда съезжают от родителей. Но эмоциональная
сепарация заключается вовсе не в освобождении жилплощади. Исследователи
называют ее снижением зависимости от эмоциональных состояний значимого
другого (в том числе от родительского одобрения либо неодобрения).
Практические психологи говорят проще – это способность распознавать
собственные чувства и состояния и возможность сказать «нет» без разрыва
отношений. Можно жить в одной квартире с родителями и быть эмоционально
самостоятельным по отношению к ним. Для этого необходимо повзрослеть.
Взрослый способен принимать ответственность за свои чувства, мысли и
поступки, имеет внутреннюю разумную независимость от чужих суждений,
умеет отличать реальность от вымысла и достаточно гибко адаптироваться к
обстоятельствам, обладает самокритикой. Кроме того, взрослый человек
стремится к духовности, то есть гармоничным отношениям с миром,
постижению смысла своей жизни. И воспитывает в себе терпимость к
взглядам и особенностям других людей. Именно такие характеристики зрелой
личности приводит видный отечественный возрастной психолог Евгений
Ильин.
Откуда берется взрослость?
Основа взрослости – самостоятельность.
Ее получение – двусторонний и взаимозависимый процесс. С одной стороны,
ребенок берет ее сам. С другой – ею наделяют его родители на протяжении
всего периода воспитания в семье.
Казалось бы, все просто – и
ребенок хочет самостоятельности, и родители не против, чтобы их чадо
само готовило уроки и поддерживало чистоту в комнате. Откуда тогда
берутся эти тяжелые противоречия и конфликты между взрослыми детьми и их
неумолимо стареющими родителями?
Дело в том, что для наделения детей самостоятельностью родители и сами должны быть зрелыми личностями.
Ведь
невозможно дать другому то, чего у тебя нет! Однако на пути собственной
сепарации родителей от их предков зачастую стоят семейные мифы и
убеждения, стереотипы, тяжелая история рода и многие другие причины.
Увидеть их помогает исследование семейной истории, поскольку эта
традиция возникает в роду неспроста, а вследствие тяжелых жизненных
обстоятельств, грозящих роду прекращением развития. Войны, репрессии,
стихийные бедствия, голод, эпидемии – все это оставляет свой след в
семье и заставляет родителей удерживать даже взрослых детей при себе из
страха потерять их.
Впрочем, родителей, не наделивших ребенка
самостоятельностью, стоит пожалеть. Какими бы уверенными, доминирующими и
подчиняющими они ни выглядели, зачастую они сильно страдают, глядя на
то, с какими усилиями их чадо создает и удерживает свою собственную
семью и ставит под угрозу развитие целой ветки родословного древа.
Застрявшие в детстве
Какие процессы и симптомы бывают в семье, где есть взрослые дети, но нет взрослости?
Сепарационные
трудности в первую очередь влияют на создание выросшими детьми своих
собственных семей. Наличие в роду «убежденных холостяков» и «старых дев»
часто говорит о дефиците эмоциональной сепарации. Об этом же могут
свидетельствовать многочисленные разводы, отказ от рождения детей,
устойчивые супружеские конфликты.
Детские социофобии, к примеру
отказ от посещения школы, – тоже частое проявление несепарированности.
Так утрированно выражается желание близости ребенка и родителей.
Продолжение этой темы – трудности с профессиональным самоопределением во
взрослом возрасте, трудоустройством, удержанием на работе.
Зависимости
у подростков и взрослых – компьютерная, алкогольная, химическая – тоже
могут говорить об эмоциональном слиянии. Однако их символический смысл
противоположен. Это уход от излишней близости при невозможности избежать
ее в реальных отношениях.
Зрелые отношения
Еще в середине 1950-х американский исследователь Эвелин Дюваль разработала критерии взрослых отношений в семье.
Члены такой семьи:
- слушают друг друга,
- имеют собственные чувства и мысли,
- обмениваются идеями и приходят к согласию,
- спрашивают друг друга перед принятием решения,
- без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом,
- приспосабливаются друг к другу,
- борются за то, что «правильно» и «хорошо» для каждого из них,
- начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают ему ход,
- делятся болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью, потребностями и желаниями,
- умеют принимать «да» с благодарностью, а «нет» – легко и без обид,
- гибко, без застревания переходят от одних переживаний к другим,
- отказываются от невыполнимого,
- могут посмеяться над собой,
- влияют друг на друга,
- поддерживают интересы и проекты друг друга,
- гордятся достижениями друг друга и сострадают неудачам,
- уважают взаимный суверенитет, но приходят на помощь, если другому тяжело,
- помнят о проблемах другого, когда те принимают серьезный оборот,
- терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и мечтают вместе.
Отсутствие четырех – пяти из этих критериев может говорить об отсутствии зрелых отношений между членами семьи.
Часть 2
Как "уйти" от родителей?
Три столпа взрослой сепарации
Никогда не поздно начать. Если в подростковом возрасте сепарация – это
естественный процесс, то взрослые дети вынуждены прилагать немалые
усилия для отделения от родителей. Причем делать это максимально
осознанно, чтобы эмоциональное отделение не превратилось в бегство и
разрыв отношений.
1. Баланс
«Мы в твое воспитание столько сил вложили, и где
благодарность?!» Знакомая претензия, не правда ли? «Вы меня не любили,
все запрещали и ни в чем не поддерживали!» Знакомый ответ? Возможны
варианты, но схема взаимных претензий в сепарационном конфликте зачастую
типична: родители хотят вернуть вложенное, дети обижаются на недостаток
самостоятельности и поддержки. Иными словами, родители хотят, чтобы им
вернули долг, а дети – чтобы вклад был гораздо большим.
«Долг» и
«вклад» – основные понятия баланса в отношениях между взрослыми детьми и
родителями. Конечно же, мы говорим не о деньгах, а об усилиях, энергии.
Для
достижения баланса родители должны осознать, что воспитание детей не
строится по принципу банковского вклада. Эти вложения совершаются не с
целью получить их с процентами в старости. Вложенную вами энергию ваши
дети должны передать внукам. Именно она служит топливом для дальнейшего
развития рода. И если ее поток повернуть вспять, у детей не будет
хватать сил на сепарацию и продолжение рода.
Выросшим же детям
совершенно необходимо понять, что родители вложили в них ровно столько,
сколько было у них самих. Опять же потому, что нельзя дать другому то,
чего у тебя нет.
2. Благодарность
Достичь чувства благодарности к родителям
непросто, если между вами стоят старые обиды. Простых решений на этом
пути нет. И двигаться по нему лучше в сотрудничестве со специалистом –
психологом, психотерапевтом. Наградой для идущего станет огромное
облегчение и способность с благодарностью сказать родителям слова
знаменитого Берта Хеллингера: «Вы дали мне все, что смогли. Остальное я
сделаю сам».
3. Переговоры
При сепарации взрослых детей гораздо большую роль,
чем с детьми, играет процесс переговоров. Тех самых, которые в западной
традиции называют negotiations (англ. «согласование, торг»). Их основа –
обсуждение условий и выработка правил. И первое, о чем стоит
договориться, – кто и как понимает «долг» и «вклад».
Что облегчит сепарацию?
Материальная самостоятельность. Ситуацию
способен смягчить сам факт того, что дети уже выросли и сами
зарабатывают себе на жизнь. Важно лишь, чтобы обе стороны это понимали.
Кстати, небесполезно понимать также и то, что деньги и имущественные
отношения в целом – очень действенные факторы манипулирования,
удержания, наложения запрета на сепарацию.
Важнейшее средство
поддержки эмоционального отделения – семейные ритуалы. Они снижают
сепарационную тревогу, а значит, и сопротивление сторон, поскольку
создают ощущение стабильности на фоне изменений. Подойдут любые формы
приятных семейных ритуалов: воскресные встречи за накрытым столом,
совместная игра в покер, походы в театр, отмечание дней рождения и
праздников. Важно договориться и перевести их в разряд семейных правил.
Совет
для родителей выросших детей. Если вы действительно хотите «наделить
самостоятельностью» вашего ребенка, избегайте двойных, противоречивых
посланий. Высказывания по формуле «да, но» ведут лишь к обесцениванию
его усилий. Поверьте, ему до сих пор очень важна ваша оценка.
Отличным
посланием для выросших детей станет обещание поддержки и принятия в
любых самых сложных ситуациях. Повзрослев, мы никогда не возвращаемся в
родительский дом, но уверенность в том, что его двери открыты, делает
нас сильнее на взрослом пути.
«Казалось бы, взрослый
человек, семейный. Но если только мама скажет слово, не могу возразить.
Все в моей жизни делается с ее одобрения» – разные варианты подобных
высказываний приходится слышать довольно часто. Невозможность жить своей
жизнью после восемнадцати – распространенный симптом современной жизни.
И причина его отнюдь не в высокой стоимости жилья, а в излишней
эмоциональной зависимости.
Опустевшее гнездо
Продолжение совместной жизни взрослых детей с родителями часто
превращается в тяжкий груз. Дети выросли, им требуется вылететь из
гнезда. Семья на этой стадии (кстати, в семейной психологии она так и
называется «стадия опустевшего гнезда») должна решать новые задачи.
Когда ребенок маленький, родители обеспечивают ему защиту и выход в
социум – детский сад, школу. Подростку дают поддержку в познании себя и
выстраивании эффективных отношений с миром. А какие задачи на стадии
опустевшего гнезда?
Выросший ребенок, получивший поддержку и защиту на предыдущих этапах,
должен отделиться от родителей – сепарироваться от них. Родители же
переходят к «обустройству» опустевшего гнезда: наслаждаются шансом
узнать друг друга заново, погружаются в работу, находят хобби, ждут
внуков.
Эмоциональная сепарация
Учитывая российские экономические реалии, выросшие дети не всегда
съезжают от родителей. Но эмоциональная сепарация заключается вовсе не в
освобождении жилплощади. Исследователи называют ее снижением
зависимости от эмоциональных состояний значимого другого (в том числе от
родительского одобрения либо неодобрения). Практические психологи
говорят проще – это способность распознавать собственные чувства и
состояния и возможность сказать «нет» без разрыва отношений. Можно жить в
одной квартире с родителями и быть эмоционально самостоятельным по
отношению к ним. Для этого необходимо повзрослеть. Взрослый способен
принимать ответственность за свои чувства, мысли и поступки, имеет
внутреннюю разумную независимость от чужих суждений, умеет отличать
реальность от вымысла и достаточно гибко адаптироваться к
обстоятельствам, обладает самокритикой. Кроме того, взрослый человек
стремится к духовности, то есть гармоничным отношениям с миром,
постижению смысла своей жизни. И воспитывает в себе терпимость к
взглядам и особенностям других людей. Именно такие характеристики зрелой
личности приводит видный отечественный возрастной психолог Евгений
Ильин.
Откуда берется взрослость?
Основа взрослости – самостоятельность. Ее получение – двусторонний и
взаимозависимый процесс. С одной стороны, ребенок берет ее сам. С другой
– ею наделяют его родители на протяжении всего периода воспитания в
семье.
Казалось бы, все просто – и ребенок хочет самостоятельности, и родители
не против, чтобы их чадо само готовило уроки и поддерживало чистоту в
комнате. Откуда тогда берутся эти тяжелые противоречия и конфликты между
взрослыми детьми и их неумолимо стареющими родителями?
Дело в том, что для наделения детей самостоятельностью родители и сами
должны быть зрелыми личностями.
Ведь невозможно дать другому то, чего у тебя нет! Однако на пути
собственной сепарации родителей от их предков зачастую стоят семейные
мифы и убеждения, стереотипы, тяжелая история рода и многие другие
причины. Увидеть их помогает исследование семейной истории, поскольку
эта традиция возникает в роду неспроста, а вследствие тяжелых жизненных
обстоятельств, грозящих роду прекращением развития. Войны, репрессии,
стихийные бедствия, голод, эпидемии – все это оставляет свой след в
семье и заставляет родителей удерживать даже взрослых детей при себе из
страха потерять их.
Впрочем, родителей, не наделивших ребенка самостоятельностью, стоит
пожалеть. Какими бы уверенными, доминирующими и подчиняющими они ни
выглядели, зачастую они сильно страдают, глядя на то, с какими усилиями
их чадо создает и удерживает свою собственную семью и ставит под угрозу
развитие целой ветки родословного древа.
Застрявшие в детстве
Какие процессы и симптомы бывают в семье, где есть взрослые дети, но нет
взрослости?
Сепарационные трудности в первую очередь влияют на создание выросшими
детьми своих собственных семей. Наличие в роду «убежденных холостяков» и
«старых дев» часто говорит о дефиците эмоциональной сепарации. Об этом
же могут свидетельствовать многочисленные разводы, отказ от рождения
детей, устойчивые супружеские конфликты.
Детские социофобии, к примеру отказ от посещения школы, – тоже частое
проявление несепарированности. Так утрированно выражается желание
близости ребенка и родителей. Продолжение этой темы – трудности с
профессиональным самоопределением во взрослом возрасте,
трудоустройством, удержанием на работе.
Зависимости у подростков и взрослых – компьютерная, алкогольная,
химическая – тоже могут говорить об эмоциональном слиянии. Однако их
символический смысл противоположен. Это уход от излишней близости при
невозможности избежать ее в реальных отношениях.
Зрелые отношения
Еще в середине 1950-х американский исследователь Эвелин Дюваль
разработала критерии взрослых отношений в семье.
Члены такой семьи:
слушают друг друга,
имеют собственные чувства и мысли,
обмениваются идеями и приходят к согласию,
спрашивают друг друга перед принятием решения,
без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом,
приспосабливаются друг к другу,
борются за то, что «правильно» и «хорошо» для каждого из них,
начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают
ему ход,
делятся болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью,
потребностями и желаниями,
умеют принимать «да» с благодарностью, а «нет» – легко и без обид,
гибко, без застревания переходят от одних переживаний к другим,
отказываются от невыполнимого,
могут посмеяться над собой,
влияют друг на друга,
поддерживают интересы и проекты друг друга,
гордятся достижениями друг друга и сострадают неудачам,
уважают взаимный суверенитет, но приходят на помощь, если другому
тяжело,
помнят о проблемах другого, когда те принимают серьезный оборот,
терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и
мечтают вместе.
Отсутствие четырех – пяти из этих критериев может говорить об отсутствии
зрелых отношений между членами семьи.
Источник: https://www.psyh.ru/rubric/2/articles/2993/
© Наша Психология
Источник: https://www.psyh.ru/rubric/2/articles/2993/
© Наша Психология
«Казалось бы, взрослый
человек, семейный. Но если только мама скажет слово, не могу возразить.
Все в моей жизни делается с ее одобрения» – разные варианты подобных
высказываний приходится слышать довольно часто. Невозможность жить своей
жизнью после восемнадцати – распространенный симптом современной жизни.
И причина его отнюдь не в высокой стоимости жилья, а в излишней
эмоциональной зависимости.
Опустевшее гнездо
Продолжение совместной жизни взрослых детей с родителями часто
превращается в тяжкий груз. Дети выросли, им требуется вылететь из
гнезда. Семья на этой стадии (кстати, в семейной психологии она так и
называется «стадия опустевшего гнезда») должна решать новые задачи.
Когда ребенок маленький, родители обеспечивают ему защиту и выход в
социум – детский сад, школу. Подростку дают поддержку в познании себя и
выстраивании эффективных отношений с миром. А какие задачи на стадии
опустевшего гнезда?
Выросший ребенок, получивший поддержку и защиту на предыдущих этапах,
должен отделиться от родителей – сепарироваться от них. Родители же
переходят к «обустройству» опустевшего гнезда: наслаждаются шансом
узнать друг друга заново, погружаются в работу, находят хобби, ждут
внуков.
Эмоциональная сепарация
Учитывая российские экономические реалии, выросшие дети не всегда
съезжают от родителей. Но эмоциональная сепарация заключается вовсе не в
освобождении жилплощади. Исследователи называют ее снижением
зависимости от эмоциональных состояний значимого другого (в том числе от
родительского одобрения либо неодобрения). Практические психологи
говорят проще – это способность распознавать собственные чувства и
состояния и возможность сказать «нет» без разрыва отношений. Можно жить в
одной квартире с родителями и быть эмоционально самостоятельным по
отношению к ним. Для этого необходимо повзрослеть. Взрослый способен
принимать ответственность за свои чувства, мысли и поступки, имеет
внутреннюю разумную независимость от чужих суждений, умеет отличать
реальность от вымысла и достаточно гибко адаптироваться к
обстоятельствам, обладает самокритикой. Кроме того, взрослый человек
стремится к духовности, то есть гармоничным отношениям с миром,
постижению смысла своей жизни. И воспитывает в себе терпимость к
взглядам и особенностям других людей. Именно такие характеристики зрелой
личности приводит видный отечественный возрастной психолог Евгений
Ильин.
Откуда берется взрослость?
Основа взрослости – самостоятельность. Ее получение – двусторонний и
взаимозависимый процесс. С одной стороны, ребенок берет ее сам. С другой
– ею наделяют его родители на протяжении всего периода воспитания в
семье.
Казалось бы, все просто – и ребенок хочет самостоятельности, и родители
не против, чтобы их чадо само готовило уроки и поддерживало чистоту в
комнате. Откуда тогда берутся эти тяжелые противоречия и конфликты между
взрослыми детьми и их неумолимо стареющими родителями?
Дело в том, что для наделения детей самостоятельностью родители и сами
должны быть зрелыми личностями.
Ведь невозможно дать другому то, чего у тебя нет! Однако на пути
собственной сепарации родителей от их предков зачастую стоят семейные
мифы и убеждения, стереотипы, тяжелая история рода и многие другие
причины. Увидеть их помогает исследование семейной истории, поскольку
эта традиция возникает в роду неспроста, а вследствие тяжелых жизненных
обстоятельств, грозящих роду прекращением развития. Войны, репрессии,
стихийные бедствия, голод, эпидемии – все это оставляет свой след в
семье и заставляет родителей удерживать даже взрослых детей при себе из
страха потерять их.
Впрочем, родителей, не наделивших ребенка самостоятельностью, стоит
пожалеть. Какими бы уверенными, доминирующими и подчиняющими они ни
выглядели, зачастую они сильно страдают, глядя на то, с какими усилиями
их чадо создает и удерживает свою собственную семью и ставит под угрозу
развитие целой ветки родословного древа.
Застрявшие в детстве
Какие процессы и симптомы бывают в семье, где есть взрослые дети, но нет
взрослости?
Сепарационные трудности в первую очередь влияют на создание выросшими
детьми своих собственных семей. Наличие в роду «убежденных холостяков» и
«старых дев» часто говорит о дефиците эмоциональной сепарации. Об этом
же могут свидетельствовать многочисленные разводы, отказ от рождения
детей, устойчивые супружеские конфликты.
Детские социофобии, к примеру отказ от посещения школы, – тоже частое
проявление несепарированности. Так утрированно выражается желание
близости ребенка и родителей. Продолжение этой темы – трудности с
профессиональным самоопределением во взрослом возрасте,
трудоустройством, удержанием на работе.
Зависимости у подростков и взрослых – компьютерная, алкогольная,
химическая – тоже могут говорить об эмоциональном слиянии. Однако их
символический смысл противоположен. Это уход от излишней близости при
невозможности избежать ее в реальных отношениях.
Зрелые отношения
Еще в середине 1950-х американский исследователь Эвелин Дюваль
разработала критерии взрослых отношений в семье.
Члены такой семьи:
слушают друг друга,
имеют собственные чувства и мысли,
обмениваются идеями и приходят к согласию,
спрашивают друг друга перед принятием решения,
без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом,
приспосабливаются друг к другу,
борются за то, что «правильно» и «хорошо» для каждого из них,
начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают
ему ход,
делятся болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью,
потребностями и желаниями,
умеют принимать «да» с благодарностью, а «нет» – легко и без обид,
гибко, без застревания переходят от одних переживаний к другим,
отказываются от невыполнимого,
могут посмеяться над собой,
влияют друг на друга,
поддерживают интересы и проекты друг друга,
гордятся достижениями друг друга и сострадают неудачам,
уважают взаимный суверенитет, но приходят на помощь, если другому
тяжело,
помнят о проблемах другого, когда те принимают серьезный оборот,
терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и
мечтают вместе.
Отсутствие четырех – пяти из этих критериев может говорить об отсутствии
зрелых отношений между членами семьи.
Источник: https://www.psyh.ru/rubric/2/articles/2993/
© Наша Психология
Источник: https://www.psyh.ru/rubric/2/articles/2993/
© Наша Психология
«Казалось бы, взрослый
человек, семейный. Но если только мама скажет слово, не могу возразить.
Все в моей жизни делается с ее одобрения» – разные варианты подобных
высказываний приходится слышать довольно часто. Невозможность жить своей
жизнью после восемнадцати – распространенный симптом современной жизни.
И причина его отнюдь не в высокой стоимости жилья, а в излишней
эмоциональной зависимости.
Опустевшее гнездо
Продолжение совместной жизни взрослых детей с родителями часто
превращается в тяжкий груз. Дети выросли, им требуется вылететь из
гнезда. Семья на этой стадии (кстати, в семейной психологии она так и
называется «стадия опустевшего гнезда») должна решать новые задачи.
Когда ребенок маленький, родители обеспечивают ему защиту и выход в
социум – детский сад, школу. Подростку дают поддержку в познании себя и
выстраивании эффективных отношений с миром. А какие задачи на стадии
опустевшего гнезда?
Выросший ребенок, получивший поддержку и защиту на предыдущих этапах,
должен отделиться от родителей – сепарироваться от них. Родители же
переходят к «обустройству» опустевшего гнезда: наслаждаются шансом
узнать друг друга заново, погружаются в работу, находят хобби, ждут
внуков.
Эмоциональная сепарация
Учитывая российские экономические реалии, выросшие дети не всегда
съезжают от родителей. Но эмоциональная сепарация заключается вовсе не в
освобождении жилплощади. Исследователи называют ее снижением
зависимости от эмоциональных состояний значимого другого (в том числе от
родительского одобрения либо неодобрения). Практические психологи
говорят проще – это способность распознавать собственные чувства и
состояния и возможность сказать «нет» без разрыва отношений. Можно жить в
одной квартире с родителями и быть эмоционально самостоятельным по
отношению к ним. Для этого необходимо повзрослеть. Взрослый способен
принимать ответственность за свои чувства, мысли и поступки, имеет
внутреннюю разумную независимость от чужих суждений, умеет отличать
реальность от вымысла и достаточно гибко адаптироваться к
обстоятельствам, обладает самокритикой. Кроме того, взрослый человек
стремится к духовности, то есть гармоничным отношениям с миром,
постижению смысла своей жизни. И воспитывает в себе терпимость к
взглядам и особенностям других людей. Именно такие характеристики зрелой
личности приводит видный отечественный возрастной психолог Евгений
Ильин.
Откуда берется взрослость?
Основа взрослости – самостоятельность. Ее получение – двусторонний и
взаимозависимый процесс. С одной стороны, ребенок берет ее сам. С другой
– ею наделяют его родители на протяжении всего периода воспитания в
семье.
Казалось бы, все просто – и ребенок хочет самостоятельности, и родители
не против, чтобы их чадо само готовило уроки и поддерживало чистоту в
комнате. Откуда тогда берутся эти тяжелые противоречия и конфликты между
взрослыми детьми и их неумолимо стареющими родителями?
Дело в том, что для наделения детей самостоятельностью родители и сами
должны быть зрелыми личностями.
Ведь невозможно дать другому то, чего у тебя нет! Однако на пути
собственной сепарации родителей от их предков зачастую стоят семейные
мифы и убеждения, стереотипы, тяжелая история рода и многие другие
причины. Увидеть их помогает исследование семейной истории, поскольку
эта традиция возникает в роду неспроста, а вследствие тяжелых жизненных
обстоятельств, грозящих роду прекращением развития. Войны, репрессии,
стихийные бедствия, голод, эпидемии – все это оставляет свой след в
семье и заставляет родителей удерживать даже взрослых детей при себе из
страха потерять их.
Впрочем, родителей, не наделивших ребенка самостоятельностью, стоит
пожалеть. Какими бы уверенными, доминирующими и подчиняющими они ни
выглядели, зачастую они сильно страдают, глядя на то, с какими усилиями
их чадо создает и удерживает свою собственную семью и ставит под угрозу
развитие целой ветки родословного древа.
Застрявшие в детстве
Какие процессы и симптомы бывают в семье, где есть взрослые дети, но нет
взрослости?
Сепарационные трудности в первую очередь влияют на создание выросшими
детьми своих собственных семей. Наличие в роду «убежденных холостяков» и
«старых дев» часто говорит о дефиците эмоциональной сепарации. Об этом
же могут свидетельствовать многочисленные разводы, отказ от рождения
детей, устойчивые супружеские конфликты.
Детские социофобии, к примеру отказ от посещения школы, – тоже частое
проявление несепарированности. Так утрированно выражается желание
близости ребенка и родителей. Продолжение этой темы – трудности с
профессиональным самоопределением во взрослом возрасте,
трудоустройством, удержанием на работе.
Зависимости у подростков и взрослых – компьютерная, алкогольная,
химическая – тоже могут говорить об эмоциональном слиянии. Однако их
символический смысл противоположен. Это уход от излишней близости при
невозможности избежать ее в реальных отношениях.
Зрелые отношения
Еще в середине 1950-х американский исследователь Эвелин Дюваль
разработала критерии взрослых отношений в семье.
Члены такой семьи:
слушают друг друга,
имеют собственные чувства и мысли,
обмениваются идеями и приходят к согласию,
спрашивают друг друга перед принятием решения,
без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом,
приспосабливаются друг к другу,
борются за то, что «правильно» и «хорошо» для каждого из них,
начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают
ему ход,
делятся болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью,
потребностями и желаниями,
умеют принимать «да» с благодарностью, а «нет» – легко и без обид,
гибко, без застревания переходят от одних переживаний к другим,
отказываются от невыполнимого,
могут посмеяться над собой,
влияют друг на друга,
поддерживают интересы и проекты друг друга,
гордятся достижениями друг друга и сострадают неудачам,
уважают взаимный суверенитет, но приходят на помощь, если другому
тяжело,
помнят о проблемах другого, когда те принимают серьезный оборот,
терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и
мечтают вместе.
Отсутствие четырех – пяти из этих критериев может говорить об отсутствии
зрелых отношений между членами семьи.
Источник: https://www.psyh.ru/rubric/2/articles/2993/
© Наша Психология
Источник: https://www.psyh.ru/rubric/2/articles/2993/
© Наша Психология
________________________________
При перепечатке ссылка обязательна
© riabovol.blogspot.com
2017
При перепечатке ссылка обязательна
© riabovol.blogspot.com
2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий