пятница, 9 июня 2017 г.

Заблудившиеся в детстве


(Статья опубликована на сайте журнала "Наша психология". Оригиналы здесь и здесь)
«Казалось бы, взрослый человек, семейный. Но если только мама скажет слово, не могу возразить. Все в моей жизни делается с ее одобрения» – разные варианты подобных высказываний приходится слышать довольно часто. Невозможность жить своей жизнью после восемнадцати – распространенный симптом современной жизни. И причина его отнюдь не в высокой стоимости жилья, а в излишней эмоциональной зависимости.

 

Опустевшее гнездо

Продолжение совместной жизни взрослых детей с родителями часто превращается в тяжкий груз. Дети выросли, им требуется вылететь из гнезда. Семья на этой стадии (кстати, в семейной психологии она так и называется «стадия опустевшего гнезда») должна решать новые задачи. Когда ребенок маленький, родители обеспечивают ему защиту и выход в социум – детский сад, школу. Подростку дают поддержку в познании себя и выстраивании эффективных отношений с миром. А какие задачи на стадии опустевшего гнезда?


Выросший ребенок, получивший поддержку и защиту на предыдущих этапах, должен отделиться от родителей – сепарироваться от них. Родители же переходят к «обустройству» опустевшего гнезда: наслаждаются шансом узнать друг друга заново, погружаются в работу, находят хобби, ждут внуков.

Эмоциональная сепарация

Учитывая российские экономические реалии, выросшие дети не всегда съезжают от родителей. Но эмоциональная сепарация заключается вовсе не в освобождении жилплощади. Исследователи называют ее снижением зависимости от эмоциональных состояний значимого другого (в том числе от родительского одобрения либо неодобрения). Практические психологи говорят проще – это способность распознавать собственные чувства и состояния и возможность сказать «нет» без разрыва отношений. Можно жить в одной квартире с родителями и быть эмоционально самостоятельным по отношению к ним. Для этого необходимо повзрослеть. Взрослый способен принимать ответственность за свои чувства, мысли и поступки, имеет внутреннюю разумную независимость от чужих суждений, умеет отличать реальность от вымысла и достаточно гибко адаптироваться к обстоятельствам, обладает самокритикой. Кроме того, взрослый человек стремится к духовности, то есть гармоничным отношениям с миром, постижению смысла своей жизни. И воспитывает в себе терпимость к взглядам и особенностям других людей. Именно такие характеристики зрелой личности приводит видный отечественный возрастной психолог Евгений Ильин.

Откуда берется взрослость?

Основа взрослости – самостоятельность. Ее получение – двусторонний и взаимозависимый процесс. С одной стороны, ребенок берет ее сам. С другой – ею наделяют его родители на протяжении всего периода воспитания в семье.


Казалось бы, все просто – и ребенок хочет самостоятельности, и родители не против, чтобы их чадо само готовило уроки и поддерживало чистоту в комнате. Откуда тогда берутся эти тяжелые противоречия и конфликты между взрослыми детьми и их неумолимо стареющими родителями?

Дело в том, что для наделения детей самостоятельностью родители и сами должны быть зрелыми личностями.

 

Ведь невозможно дать другому то, чего у тебя нет! Однако на пути собственной сепарации родителей от их предков зачастую стоят семейные мифы и убеждения, стереотипы, тяжелая история рода и многие другие причины. Увидеть их помогает исследование семейной истории, поскольку эта традиция возникает в роду неспроста, а вследствие тяжелых жизненных обстоятельств, грозящих роду прекращением развития. Войны, репрессии, стихийные бедствия, голод, эпидемии – все это оставляет свой след в семье и заставляет родителей удерживать даже взрослых детей при себе из страха потерять их.


Впрочем, родителей, не наделивших ребенка самостоятельностью, стоит пожалеть. Какими бы уверенными, доминирующими и подчиняющими они ни выглядели, зачастую они сильно страдают, глядя на то, с какими усилиями их чадо создает и удерживает свою собственную семью и ставит под угрозу развитие целой ветки родословного древа.

Застрявшие в детстве

Какие процессы и симптомы бывают в семье, где есть взрослые дети, но нет взрослости?


Сепарационные трудности в первую очередь влияют на создание выросшими детьми своих собственных семей. Наличие в роду «убежденных холостяков» и «старых дев» часто говорит о дефиците эмоциональной сепарации. Об этом же могут свидетельствовать многочисленные разводы, отказ от рождения детей, устойчивые супружеские конфликты.


Детские социофобии, к примеру отказ от посещения школы, – тоже частое проявление несепарированности. Так утрированно выражается желание близости ребенка и родителей. Продолжение этой темы – трудности с профессиональным самоопределением во взрослом возрасте, трудоустройством, удержанием на работе.


Зависимости у подростков и взрослых – компьютерная, алкогольная, химическая – тоже могут говорить об эмоциональном слиянии. Однако их символический смысл противоположен. Это уход от излишней близости при невозможности избежать ее в реальных отношениях.

 

Зрелые отношения

Еще в середине 1950-х американский исследователь Эвелин Дюваль разработала критерии взрослых отношений в семье.
Члены такой семьи:
  • слушают друг друга,
  • имеют собственные чувства и мысли,
  • обмениваются идеями и приходят к согласию,
  • спрашивают друг друга перед принятием решения,
  • без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом,
  • приспосабливаются друг к другу,
  • борются за то, что «правильно» и «хорошо» для каждого из них,
  • начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают ему ход,
  • делятся болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью, потребностями и желаниями,
  • умеют принимать «да» с благодарностью, а «нет» – легко и без обид,
  • гибко, без застревания переходят от одних переживаний к другим,
  • отказываются от невыполнимого,
  • могут посмеяться над собой,
  • влияют друг на друга,
  • поддерживают интересы и проекты друг друга,
  • гордятся достижениями друг друга и сострадают неудачам,
  • уважают взаимный суверенитет, но приходят на помощь, если другому тяжело,
  • помнят о проблемах другого, когда те принимают серьезный оборот,
  • терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и мечтают вместе.
Отсутствие четырех – пяти из этих критериев может говорить об отсутствии зрелых отношений между членами семьи.


Часть 2

Как "уйти" от родителей?

 

Три столпа взрослой сепарации

Никогда не поздно начать. Если в подростковом возрасте сепарация – это естественный процесс, то взрослые дети вынуждены прилагать немалые усилия для отделения от родителей. Причем делать это максимально осознанно, чтобы эмоциональное отделение не превратилось в бегство и разрыв отношений.

1. Баланс

«Мы в твое воспитание столько сил вложили, и где благодарность?!» Знакомая претензия, не правда ли? «Вы меня не любили, все запрещали и ни в чем не поддерживали!» Знакомый ответ? Возможны варианты, но схема взаимных претензий в сепарационном конфликте зачастую типична: родители хотят вернуть вложенное, дети обижаются на недостаток самостоятельности и поддержки. Иными словами, родители хотят, чтобы им вернули долг, а дети – чтобы вклад был гораздо большим.

«Долг» и «вклад» – основные понятия баланса в отношениях между взрослыми детьми и родителями. Конечно же, мы говорим не о деньгах, а об усилиях, энергии.

Для достижения баланса родители должны осознать, что воспитание детей не строится по принципу банковского вклада. Эти вложения совершаются не с целью получить их с процентами в старости. Вложенную вами энергию ваши дети должны передать внукам. Именно она служит топливом для дальнейшего развития рода. И если ее поток повернуть вспять, у детей не будет хватать сил на сепарацию и продолжение рода.

Выросшим же детям совершенно необходимо понять, что родители вложили в них ровно столько, сколько было у них самих. Опять же потому, что нельзя дать другому то, чего у тебя нет.

2. Благодарность

Достичь чувства благодарности к родителям непросто, если между вами стоят старые обиды. Простых решений на этом пути нет. И двигаться по нему лучше в сотрудничестве со специалистом – психологом, психотерапевтом. Наградой для идущего станет огромное облегчение и способность с благодарностью сказать родителям слова знаменитого Берта Хеллингера: «Вы дали мне все, что смогли. Остальное я сделаю сам».

3. Переговоры

При сепарации взрослых детей гораздо большую роль, чем с детьми, играет процесс переговоров. Тех самых, которые в западной традиции называют negotiations (англ. «согласование, торг»). Их основа – обсуждение условий и выработка правил. И первое, о чем стоит договориться, – кто и как понимает «долг» и «вклад».


Что облегчит сепарацию?

Материальная самостоятельность. Ситуацию способен смягчить сам факт того, что дети уже выросли и сами зарабатывают себе на жизнь. Важно лишь, чтобы обе стороны это понимали. Кстати, небесполезно понимать также и то, что деньги и имущественные отношения в целом – очень действенные факторы манипулирования, удержания, наложения запрета на сепарацию.

Важнейшее средство поддержки эмоционального отделения – семейные ритуалы. Они снижают сепарационную тревогу, а значит, и сопротивление сторон, поскольку создают ощущение стабильности на фоне изменений. Подойдут любые формы приятных семейных ритуалов: воскресные встречи за накрытым столом, совместная игра в покер, походы в театр, отмечание дней рождения и праздников. Важно договориться и перевести их в разряд семейных правил.

Совет для родителей выросших детей. Если вы действительно хотите «наделить самостоятельностью» вашего ребенка, избегайте двойных, противоречивых посланий. Высказывания по формуле «да, но» ведут лишь к обесцениванию его усилий. Поверьте, ему до сих пор очень важна ваша оценка.

Отличным посланием для выросших детей станет обещание поддержки и принятия в любых самых сложных ситуациях. Повзрослев, мы никогда не возвращаемся в родительский дом, но уверенность в том, что его двери открыты, делает нас сильнее на взрослом пути.

«Казалось бы, взрослый человек, семейный. Но если только мама скажет слово, не могу возразить. Все в моей жизни делается с ее одобрения» – разные варианты подобных высказываний приходится слышать довольно часто. Невозможность жить своей жизнью после восемнадцати – распространенный симптом современной жизни. И причина его отнюдь не в высокой стоимости жилья, а в излишней эмоциональной зависимости. Опустевшее гнездо Продолжение совместной жизни взрослых детей с родителями часто превращается в тяжкий груз. Дети выросли, им требуется вылететь из гнезда. Семья на этой стадии (кстати, в семейной психологии она так и называется «стадия опустевшего гнезда») должна решать новые задачи. Когда ребенок маленький, родители обеспечивают ему защиту и выход в социум – детский сад, школу. Подростку дают поддержку в познании себя и выстраивании эффективных отношений с миром. А какие задачи на стадии опустевшего гнезда? Выросший ребенок, получивший поддержку и защиту на предыдущих этапах, должен отделиться от родителей – сепарироваться от них. Родители же переходят к «обустройству» опустевшего гнезда: наслаждаются шансом узнать друг друга заново, погружаются в работу, находят хобби, ждут внуков. Эмоциональная сепарация Учитывая российские экономические реалии, выросшие дети не всегда съезжают от родителей. Но эмоциональная сепарация заключается вовсе не в освобождении жилплощади. Исследователи называют ее снижением зависимости от эмоциональных состояний значимого другого (в том числе от родительского одобрения либо неодобрения). Практические психологи говорят проще – это способность распознавать собственные чувства и состояния и возможность сказать «нет» без разрыва отношений. Можно жить в одной квартире с родителями и быть эмоционально самостоятельным по отношению к ним. Для этого необходимо повзрослеть. Взрослый способен принимать ответственность за свои чувства, мысли и поступки, имеет внутреннюю разумную независимость от чужих суждений, умеет отличать реальность от вымысла и достаточно гибко адаптироваться к обстоятельствам, обладает самокритикой. Кроме того, взрослый человек стремится к духовности, то есть гармоничным отношениям с миром, постижению смысла своей жизни. И воспитывает в себе терпимость к взглядам и особенностям других людей. Именно такие характеристики зрелой личности приводит видный отечественный возрастной психолог Евгений Ильин. Откуда берется взрослость? Основа взрослости – самостоятельность. Ее получение – двусторонний и взаимозависимый процесс. С одной стороны, ребенок берет ее сам. С другой – ею наделяют его родители на протяжении всего периода воспитания в семье. Казалось бы, все просто – и ребенок хочет самостоятельности, и родители не против, чтобы их чадо само готовило уроки и поддерживало чистоту в комнате. Откуда тогда берутся эти тяжелые противоречия и конфликты между взрослыми детьми и их неумолимо стареющими родителями? Дело в том, что для наделения детей самостоятельностью родители и сами должны быть зрелыми личностями. Ведь невозможно дать другому то, чего у тебя нет! Однако на пути собственной сепарации родителей от их предков зачастую стоят семейные мифы и убеждения, стереотипы, тяжелая история рода и многие другие причины. Увидеть их помогает исследование семейной истории, поскольку эта традиция возникает в роду неспроста, а вследствие тяжелых жизненных обстоятельств, грозящих роду прекращением развития. Войны, репрессии, стихийные бедствия, голод, эпидемии – все это оставляет свой след в семье и заставляет родителей удерживать даже взрослых детей при себе из страха потерять их. Впрочем, родителей, не наделивших ребенка самостоятельностью, стоит пожалеть. Какими бы уверенными, доминирующими и подчиняющими они ни выглядели, зачастую они сильно страдают, глядя на то, с какими усилиями их чадо создает и удерживает свою собственную семью и ставит под угрозу развитие целой ветки родословного древа. Застрявшие в детстве Какие процессы и симптомы бывают в семье, где есть взрослые дети, но нет взрослости? Сепарационные трудности в первую очередь влияют на создание выросшими детьми своих собственных семей. Наличие в роду «убежденных холостяков» и «старых дев» часто говорит о дефиците эмоциональной сепарации. Об этом же могут свидетельствовать многочисленные разводы, отказ от рождения детей, устойчивые супружеские конфликты. Детские социофобии, к примеру отказ от посещения школы, – тоже частое проявление несепарированности. Так утрированно выражается желание близости ребенка и родителей. Продолжение этой темы – трудности с профессиональным самоопределением во взрослом возрасте, трудоустройством, удержанием на работе. Зависимости у подростков и взрослых – компьютерная, алкогольная, химическая – тоже могут говорить об эмоциональном слиянии. Однако их символический смысл противоположен. Это уход от излишней близости при невозможности избежать ее в реальных отношениях. Зрелые отношения Еще в середине 1950-х американский исследователь Эвелин Дюваль разработала критерии взрослых отношений в семье. Члены такой семьи: слушают друг друга, имеют собственные чувства и мысли, обмениваются идеями и приходят к согласию, спрашивают друг друга перед принятием решения, без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом, приспосабливаются друг к другу, борются за то, что «правильно» и «хорошо» для каждого из них, начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают ему ход, делятся болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью, потребностями и желаниями, умеют принимать «да» с благодарностью, а «нет» – легко и без обид, гибко, без застревания переходят от одних переживаний к другим, отказываются от невыполнимого, могут посмеяться над собой, влияют друг на друга, поддерживают интересы и проекты друг друга, гордятся достижениями друг друга и сострадают неудачам, уважают взаимный суверенитет, но приходят на помощь, если другому тяжело, помнят о проблемах другого, когда те принимают серьезный оборот, терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и мечтают вместе. Отсутствие четырех – пяти из этих критериев может говорить об отсутствии зрелых отношений между членами семьи.

Источник: https://www.psyh.ru/rubric/2/articles/2993/
© Наша Психология
«Казалось бы, взрослый человек, семейный. Но если только мама скажет слово, не могу возразить. Все в моей жизни делается с ее одобрения» – разные варианты подобных высказываний приходится слышать довольно часто. Невозможность жить своей жизнью после восемнадцати – распространенный симптом современной жизни. И причина его отнюдь не в высокой стоимости жилья, а в излишней эмоциональной зависимости. Опустевшее гнездо Продолжение совместной жизни взрослых детей с родителями часто превращается в тяжкий груз. Дети выросли, им требуется вылететь из гнезда. Семья на этой стадии (кстати, в семейной психологии она так и называется «стадия опустевшего гнезда») должна решать новые задачи. Когда ребенок маленький, родители обеспечивают ему защиту и выход в социум – детский сад, школу. Подростку дают поддержку в познании себя и выстраивании эффективных отношений с миром. А какие задачи на стадии опустевшего гнезда? Выросший ребенок, получивший поддержку и защиту на предыдущих этапах, должен отделиться от родителей – сепарироваться от них. Родители же переходят к «обустройству» опустевшего гнезда: наслаждаются шансом узнать друг друга заново, погружаются в работу, находят хобби, ждут внуков. Эмоциональная сепарация Учитывая российские экономические реалии, выросшие дети не всегда съезжают от родителей. Но эмоциональная сепарация заключается вовсе не в освобождении жилплощади. Исследователи называют ее снижением зависимости от эмоциональных состояний значимого другого (в том числе от родительского одобрения либо неодобрения). Практические психологи говорят проще – это способность распознавать собственные чувства и состояния и возможность сказать «нет» без разрыва отношений. Можно жить в одной квартире с родителями и быть эмоционально самостоятельным по отношению к ним. Для этого необходимо повзрослеть. Взрослый способен принимать ответственность за свои чувства, мысли и поступки, имеет внутреннюю разумную независимость от чужих суждений, умеет отличать реальность от вымысла и достаточно гибко адаптироваться к обстоятельствам, обладает самокритикой. Кроме того, взрослый человек стремится к духовности, то есть гармоничным отношениям с миром, постижению смысла своей жизни. И воспитывает в себе терпимость к взглядам и особенностям других людей. Именно такие характеристики зрелой личности приводит видный отечественный возрастной психолог Евгений Ильин. Откуда берется взрослость? Основа взрослости – самостоятельность. Ее получение – двусторонний и взаимозависимый процесс. С одной стороны, ребенок берет ее сам. С другой – ею наделяют его родители на протяжении всего периода воспитания в семье. Казалось бы, все просто – и ребенок хочет самостоятельности, и родители не против, чтобы их чадо само готовило уроки и поддерживало чистоту в комнате. Откуда тогда берутся эти тяжелые противоречия и конфликты между взрослыми детьми и их неумолимо стареющими родителями? Дело в том, что для наделения детей самостоятельностью родители и сами должны быть зрелыми личностями. Ведь невозможно дать другому то, чего у тебя нет! Однако на пути собственной сепарации родителей от их предков зачастую стоят семейные мифы и убеждения, стереотипы, тяжелая история рода и многие другие причины. Увидеть их помогает исследование семейной истории, поскольку эта традиция возникает в роду неспроста, а вследствие тяжелых жизненных обстоятельств, грозящих роду прекращением развития. Войны, репрессии, стихийные бедствия, голод, эпидемии – все это оставляет свой след в семье и заставляет родителей удерживать даже взрослых детей при себе из страха потерять их. Впрочем, родителей, не наделивших ребенка самостоятельностью, стоит пожалеть. Какими бы уверенными, доминирующими и подчиняющими они ни выглядели, зачастую они сильно страдают, глядя на то, с какими усилиями их чадо создает и удерживает свою собственную семью и ставит под угрозу развитие целой ветки родословного древа. Застрявшие в детстве Какие процессы и симптомы бывают в семье, где есть взрослые дети, но нет взрослости? Сепарационные трудности в первую очередь влияют на создание выросшими детьми своих собственных семей. Наличие в роду «убежденных холостяков» и «старых дев» часто говорит о дефиците эмоциональной сепарации. Об этом же могут свидетельствовать многочисленные разводы, отказ от рождения детей, устойчивые супружеские конфликты. Детские социофобии, к примеру отказ от посещения школы, – тоже частое проявление несепарированности. Так утрированно выражается желание близости ребенка и родителей. Продолжение этой темы – трудности с профессиональным самоопределением во взрослом возрасте, трудоустройством, удержанием на работе. Зависимости у подростков и взрослых – компьютерная, алкогольная, химическая – тоже могут говорить об эмоциональном слиянии. Однако их символический смысл противоположен. Это уход от излишней близости при невозможности избежать ее в реальных отношениях. Зрелые отношения Еще в середине 1950-х американский исследователь Эвелин Дюваль разработала критерии взрослых отношений в семье. Члены такой семьи: слушают друг друга, имеют собственные чувства и мысли, обмениваются идеями и приходят к согласию, спрашивают друг друга перед принятием решения, без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом, приспосабливаются друг к другу, борются за то, что «правильно» и «хорошо» для каждого из них, начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают ему ход, делятся болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью, потребностями и желаниями, умеют принимать «да» с благодарностью, а «нет» – легко и без обид, гибко, без застревания переходят от одних переживаний к другим, отказываются от невыполнимого, могут посмеяться над собой, влияют друг на друга, поддерживают интересы и проекты друг друга, гордятся достижениями друг друга и сострадают неудачам, уважают взаимный суверенитет, но приходят на помощь, если другому тяжело, помнят о проблемах другого, когда те принимают серьезный оборот, терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и мечтают вместе. Отсутствие четырех – пяти из этих критериев может говорить об отсутствии зрелых отношений между членами семьи.

Источник: https://www.psyh.ru/rubric/2/articles/2993/
© Наша Психология
«Казалось бы, взрослый человек, семейный. Но если только мама скажет слово, не могу возразить. Все в моей жизни делается с ее одобрения» – разные варианты подобных высказываний приходится слышать довольно часто. Невозможность жить своей жизнью после восемнадцати – распространенный симптом современной жизни. И причина его отнюдь не в высокой стоимости жилья, а в излишней эмоциональной зависимости. Опустевшее гнездо Продолжение совместной жизни взрослых детей с родителями часто превращается в тяжкий груз. Дети выросли, им требуется вылететь из гнезда. Семья на этой стадии (кстати, в семейной психологии она так и называется «стадия опустевшего гнезда») должна решать новые задачи. Когда ребенок маленький, родители обеспечивают ему защиту и выход в социум – детский сад, школу. Подростку дают поддержку в познании себя и выстраивании эффективных отношений с миром. А какие задачи на стадии опустевшего гнезда? Выросший ребенок, получивший поддержку и защиту на предыдущих этапах, должен отделиться от родителей – сепарироваться от них. Родители же переходят к «обустройству» опустевшего гнезда: наслаждаются шансом узнать друг друга заново, погружаются в работу, находят хобби, ждут внуков. Эмоциональная сепарация Учитывая российские экономические реалии, выросшие дети не всегда съезжают от родителей. Но эмоциональная сепарация заключается вовсе не в освобождении жилплощади. Исследователи называют ее снижением зависимости от эмоциональных состояний значимого другого (в том числе от родительского одобрения либо неодобрения). Практические психологи говорят проще – это способность распознавать собственные чувства и состояния и возможность сказать «нет» без разрыва отношений. Можно жить в одной квартире с родителями и быть эмоционально самостоятельным по отношению к ним. Для этого необходимо повзрослеть. Взрослый способен принимать ответственность за свои чувства, мысли и поступки, имеет внутреннюю разумную независимость от чужих суждений, умеет отличать реальность от вымысла и достаточно гибко адаптироваться к обстоятельствам, обладает самокритикой. Кроме того, взрослый человек стремится к духовности, то есть гармоничным отношениям с миром, постижению смысла своей жизни. И воспитывает в себе терпимость к взглядам и особенностям других людей. Именно такие характеристики зрелой личности приводит видный отечественный возрастной психолог Евгений Ильин. Откуда берется взрослость? Основа взрослости – самостоятельность. Ее получение – двусторонний и взаимозависимый процесс. С одной стороны, ребенок берет ее сам. С другой – ею наделяют его родители на протяжении всего периода воспитания в семье. Казалось бы, все просто – и ребенок хочет самостоятельности, и родители не против, чтобы их чадо само готовило уроки и поддерживало чистоту в комнате. Откуда тогда берутся эти тяжелые противоречия и конфликты между взрослыми детьми и их неумолимо стареющими родителями? Дело в том, что для наделения детей самостоятельностью родители и сами должны быть зрелыми личностями. Ведь невозможно дать другому то, чего у тебя нет! Однако на пути собственной сепарации родителей от их предков зачастую стоят семейные мифы и убеждения, стереотипы, тяжелая история рода и многие другие причины. Увидеть их помогает исследование семейной истории, поскольку эта традиция возникает в роду неспроста, а вследствие тяжелых жизненных обстоятельств, грозящих роду прекращением развития. Войны, репрессии, стихийные бедствия, голод, эпидемии – все это оставляет свой след в семье и заставляет родителей удерживать даже взрослых детей при себе из страха потерять их. Впрочем, родителей, не наделивших ребенка самостоятельностью, стоит пожалеть. Какими бы уверенными, доминирующими и подчиняющими они ни выглядели, зачастую они сильно страдают, глядя на то, с какими усилиями их чадо создает и удерживает свою собственную семью и ставит под угрозу развитие целой ветки родословного древа. Застрявшие в детстве Какие процессы и симптомы бывают в семье, где есть взрослые дети, но нет взрослости? Сепарационные трудности в первую очередь влияют на создание выросшими детьми своих собственных семей. Наличие в роду «убежденных холостяков» и «старых дев» часто говорит о дефиците эмоциональной сепарации. Об этом же могут свидетельствовать многочисленные разводы, отказ от рождения детей, устойчивые супружеские конфликты. Детские социофобии, к примеру отказ от посещения школы, – тоже частое проявление несепарированности. Так утрированно выражается желание близости ребенка и родителей. Продолжение этой темы – трудности с профессиональным самоопределением во взрослом возрасте, трудоустройством, удержанием на работе. Зависимости у подростков и взрослых – компьютерная, алкогольная, химическая – тоже могут говорить об эмоциональном слиянии. Однако их символический смысл противоположен. Это уход от излишней близости при невозможности избежать ее в реальных отношениях. Зрелые отношения Еще в середине 1950-х американский исследователь Эвелин Дюваль разработала критерии взрослых отношений в семье. Члены такой семьи: слушают друг друга, имеют собственные чувства и мысли, обмениваются идеями и приходят к согласию, спрашивают друг друга перед принятием решения, без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом, приспосабливаются друг к другу, борются за то, что «правильно» и «хорошо» для каждого из них, начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают ему ход, делятся болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью, потребностями и желаниями, умеют принимать «да» с благодарностью, а «нет» – легко и без обид, гибко, без застревания переходят от одних переживаний к другим, отказываются от невыполнимого, могут посмеяться над собой, влияют друг на друга, поддерживают интересы и проекты друг друга, гордятся достижениями друг друга и сострадают неудачам, уважают взаимный суверенитет, но приходят на помощь, если другому тяжело, помнят о проблемах другого, когда те принимают серьезный оборот, терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и мечтают вместе. Отсутствие четырех – пяти из этих критериев может говорить об отсутствии зрелых отношений между членами семьи.

Источник: https://www.psyh.ru/rubric/2/articles/2993/
© Наша Психология
________________________________
При перепечатке ссылка обязательна
©  riabovol.blogspot.com
2017

Комментариев нет:

Отправить комментарий